Поиск по сайту
Основы сестринского дела
Сестринское дело Общение в сестринском деле Двухуровневая передача информации

Двухуровневая передача информации

Двухуровневая передача информации осуществляется на вербальном и невербальном уровнях.
На вербальном уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь, естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающая два принципа:
лексический и синтаксический. При помощи речи осуществляется кодирование (коммуникатором) и декодирование (реципиентом) информации.

Существуют характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности его речи. Например, выделяют три типа его позиции во время общения:

1) открытая — коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения и оценивает различные факты для ее подтверждения;

2) отстраненная — коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключает ориентации на одну из них, но не заявляет об этом открыто;

3) закрытая — коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже иногда специально скрывает ее.

Эффективность вербального воздействия определяется умением профессионально использовать слово: осторожно, доброжелательно с учетом психологических особенностей личности пациента,
его состояния, заболевания. Убедительное слово медицинского работника снимает напряженность и тревогу пациента, внушает уверенность в собственные силы. Сила словесного убеждения порой не может сравниться с действием самых сильных лекарств.

Невербальный уровень передачи информации является важным дополнением речевой коммуникации, он помогает участникам общения выявить намерения друг друга, делая тем самым
процесс коммуникации более открытым. Совокупность средств этого уровня призвана выполнять такие функции, как дополнение речи, ее замещение, репрезентация эмоциональных состояний
собеседников.

Разновидности невербальных средств общения.

Оптико-кинетическая система знаков. Данная система включает в себя жесты, мимику, пантомимику.
Жесты делят на несколько типов в зависимости от функционального значения:
• иллюстрирующие — указание формы, высоты, направления движения;
• регулирующие — показывающие, как следует выполнять то или иное действие или работу;
• адаптивные — появляющиеся при волнении или в затруднительных ситуациях (например, постукивание по столу, покусывание кончика карандаша, поправление очков и т.п.);
• жесты-эмблемы — общепринятые обозначения (например, знак победы, о'кэй и т.п.);
• эмоциональные — связанные с эмоциональным состоянием (радостью или горем).
Частота жестикуляции у разных народов отличается: у финнов — 1 раз в час; у итальянцев — 80 раз в час; у французов — 120 раз в час; а у мексиканцев — 180 раз в час. Жесты можно интерпретировать на основании внутреннего психологического содержания, которое стоит за ними. Чаще всего выделяют:

1) жесты открытости — свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. К этой группе относится жест «раскрытые руки, направленные вперед». Его особенно часто наблюдают
у детей. Когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают свои руки, а когда чувствуют свою вину, прячут руки за спину либо в карманы;

2) жесты несогласия — проявляются вследствие сдерживания своего мнения или неодобрения; например, собирание несуществующих ворсинок с одежды и устремление взгляда в пол;

3) жесты защиты — являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу; например, руки, скрещенные на груди, сжимание пальцев в кулак;

4) жесты сомнения и неуверенности, например, потирание кончика носа, подбородка или почесывание затылка и т.п.;

5) жесты подозрительности и скрытности — свидетельствуют о недоверии к собеседнику, сомнения в его правоте, о желании что-то утаить; например, прикрывание глаз или рта рукой, потирание лба, взгляд направлен в сторону;

6) жесты размышления и оценки — отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы; например, рука у щеки, пощипывание переносицы, которое сочетается с закрытыми глазами, кулак подпирает подбородок;

7) жесты, свидетельствующие о нежелании слушать и стремлении закончить беседу; например, собеседник опускает веки, почесывает ухо, поворачивается в сторону двери, его ноги обращаются к выходу;

8) жесты, свидетельствующие о желании преднамеренно затянуть время; например, собеседник постоянно снимает и надевает очки, протирает линзы, расхаживает по комнате, что служит знаком того, что не следует спешить, нужно обдумать ситуацию;

9) жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими; например, собеседник закладывает руки за спину с захватом запястья;

10) жесты готовности — сигнализируют о желании закончить разговор или встречу; выражаются в подаче корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или человек держится ими за боковые края стула.

М и м и к а также дает достаточную информацию о собеседнике. Так, напряженные скулы, сжатые зубы, сердитый или хмурый взгляд могут создать впечатление агрессивности. Озабоченное выражение, виноватая улыбка, покусывание губ производят впечатление неловкости и напряженности.

П а н т о м и м и к а (язык поз) может рассказать о напряженности и неуверенности человека если он стремится спрятаться за кого-то или за что-то, сжаться, прикрыться, защитить себя. Свободная прямая открытая поза производит впечатление большей уверенности, чем напряженная ссутуленная закрытая.

Паралингвистическая система. Данная система является системой вокализации, т.е. качества голоса, его диапазона, тональности, фразовых и логических ударений, предпочитаемых конкретным
человеком.
В профессиональной деятельности медицинской сестре важно построить доверительные отношения с пациентом. Чтобы вызвать у него доверие, голос не должен быть ни слишком громким, ни очень тихим. Громкий голос воспринимается как претензия надоминирование и поэтому препятствует созданию атмосферы взаимного доверия. Слишком тихий голос считают признаком неуверенности человека в том, что он говорит. Резкий тон часто вызывает ответную агрессивную реакцию. Слишком мягкий тон может создать у пациента впечатление, что его пытаются ввести в заблуждение. Тон должен передавать уверенность человека в своих силах.

Экстралингвистическая система. В данном случае анализируются паузы в речи, покашливание, смех и, наконец, сам темп речи. Необходимо помнить, что быстрый темп малопродуктивен и даже вреден, так как создается впечатление, что собеседник — болтун. Речь, в которой смысловой акцент делается на позитивных словах и фразах, звучит более убедительно.

Пространство и время организации процесса общения. Специальная область, которая изучает нормы пространственной и временной организации общения, называется проксемикой. Например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, а беседа, проводимая в конце трудного рабочего дня, может оказаться
наименее результативной.
Размеры пространственной территории человека во время общения можно разделить на четыре зоны:
1) интимную (от 15 до 45 см) — именно эту зону человек охраняет так, как будто это его собственность;
2) личную (персональную) (от 46 до 120 см) — расстояние, которое обычно разделяет людей, находящихся на официальных приемах и дружеских вечеринках;
3) социальную (от 120 до 360 см) — расстояние, на котором держатся от людей, которых не очень хорошо знают;
4) публичную (официальную) (более 360 см) — расстояние, которое соблюдают, когда адресуют сообщение большой группе людей.
Дистанция между говорящими может зависеть от национальных особенностей, пола, взаимоотношений собеседников, их статуса, а также места проживания (городская или сельская местность).
Приближаясь к пациенту или отодвигаясь от него, можно регулировать взаимоотношения с ним. Уменьшение расстояния означает стремление усилить контакт, сделать его более прочным на физическом (лучше услышать, исключить помехи) либо эмоциональном уровне.
Следует помнить, что приближение к собеседнику может вызвать у него определенную неловкость, если при этом вторгаются в его личное пространство. Признаками такого вторжения может быть стремление собеседника отойти или отодвинуться. В то же время если стоять от собеседника дальше, чем это необходимо, это может быть расценено как стремление избежать разговора или
попытка отделить себя от собеседника.

Контакт глаз. Одним из самых важных компонентов невербального общения является контакт глаз. На протяжении многих веков человечество задумывалось о значении взгляда и его влиянии
на поведение человека. При зрительном контакте принимается во внимание частота обмена взглядами, их длительность, избегание взгляда, его динамика и т.д. Взгляды собеседников должны встречаться друг с другом около 60 — 70 % всего времени общения. Когда человек избегает прямого зрительного контакта, это можно интерпретировать следующим образом:
• ему не нравится собеседник;
• он не уверен в том, что говорит;
• он обманывает или скрывает что-то;
• он чувствует себя виноватым;
• он не заинтересован в общении;
• он смущен тем, что ему сказали.
Поддержание зрительного контакта не означает, что надо все время не отрываясь смотреть на собеседника. Пристальный взгляд может восприниматься как желание подавить, подчинить или как
признак агрессивности.
Специалисты отмечают, что опытные собеседники могут сдерживать свои эмоции, управляя жестами, мимикой и телодвижениями, но практически никто не способен контролировать реакцию
своих зрачков. Они непроизвольно расширяются и сужаются, тем самым передавая информацию о реакции на услышанное. Придневном свете зрачки могут расширяться и сужаться в зависимости от того, как меняется отношение и настроение человека от позитивного к негативному, и наоборот. Когда человек радостно возбужден, его зрачки расширяются в 4 раза. Например, китайские и турецкие торговцы назначают цену товара, ориентируясь на зрачки покупателя: если тот удовлетворен ценой и получает желаемое, то его зрачки расширяются.

Внешний вид. Одежда, прическа, макияж, манера держаться многое говорят о человеке окружающим, особенно видящим его впервые. При встрече с незнакомым человеком его неосознанно стремятся отнести к какому-либо типу, определенной категории. Первое впечатление является очень стойким и надолго определяет отношение к человеку. Дальнейшее общение может быть затруднено, если его на основе первого впечатления отнесут к типу, который не располагает к симпатии и сотрудничеству. Большинство людей чувствует себя хорошо тогда, когда хорошо выглядит. Кроме того, одежда в определенной мере помогает поддержанию авторитета и работает на имидж.
Согласно экспериментальным данным для людей при формировании мнения о качествах личности человека, которого они видят впервые, немалое значение имеет общая эстетическая выразительность его облика и, в частности, степень соответствия наружности существующему идеалу красоты. Так, люди, лица которых достаточно привлекательны, получают более высокие оценки по всем рассматриваемым личностным свойствам, чем люди, которых считают недостаточно симпатичными. Более высоко оцениваются также и результаты деятельности людей с привлекательной внешностью. Однако «эффект красоты» сильно влияет на мнение о личности только в момент первого впечатления. В дальнейшем оценка данного человека все больше начинает определяться другими факторами, прежде всего характером межличностного взаимодействия.

Улыбка. Наиболее универсальным средством невербального общения является улыбка. Некоторые психологи придерживаются мнения, что люди улыбаются не только потому, что рады чему-либо, но и потому, что улыбка помогает чувствовать себя счастливее и увереннее. При встрече улыбка снимает настороженность первых минут и способствует более уверенному и спокойному общению.
Однако улыбка может выражать множество отгенков переживаний и иметь много значений. Так, улыбка, при которой немного обнажается верхний ряд зубов, выражает большее дружеское
расположение, нежели обычная улыбка. Такую открытую улыбку не следует использовать при первой встрече, она может вызвать прямо противоположную реакцию и породить недоверие. Существует и широкая улыбка, когда рот немного приоткрыт и обнажены оба ряда зубов. Она характерна для дружеского общения вкругу хорошо знакомых людей, но никогда не используется при знакомстве. Никогда не стоит забывать, что улыбка должна быть адекватна ситуации и не вызывать раздражения собеседника.
Специалисты по физиогномике описывают более 20 000 вариантов выражения лица. Люди по-разному воспринимают внешние черты других людей. Так, из 72 опрошенных 9 чел. ответили, что квадратный подбородок — признак сильной воли, 17 чел. — что большой лоб — это признак ума, 3 чел. отождествили жесткие волосы с непокорным характером, 16 чел. связали полноту с добродушием, для 5 чел. невысокий рост — свидетельство властности, для 2 чел. толстые губы — символ сексуальности, для 1 чел. близко посаженные глаза означают вспыльчивость, а для 5 чел.
красота — это признак глупости (А. А. Бодалев, 1982).
Понимание языка тела может помочь интерпретировать информацию, получаемую от собеседника, понять его состояние (волнуется он или спокоен и т.п.), определить его отношение к вашим словам, установить степень включенности в беседу, готовности к сотрудничеству, выяснить степень искренности собеседника.
Использование языка тела помогает произвести выгодное впечатление на собеседника, повысить убедительность речевой информации за счет подкрепления ее невербальными сообщениями, сделать общение более доверительным или более формальным, повысить доступность своего изложения информации, ввести собеседника в заблуждение относительно оценок или намерений.
Помните, что попытки буквально «переводить» смысл различных жестов или поз, за которыми стоят те или иные мысли человека или определенные переживания, являются серьезной ошибкой!
Для того чтобы верно интерпретировать смысл невербального поведения собеседника, следует обращать внимание на одновременность тех или иных проявлений (жестов, мимики, поз и т.п.) с получением или передачей информации. Например, пациента спрашивают о его взаимоотношениях с палатной медицинской сестрой. Он отвечает, что никаких проблем нет и отношения замечательные, но при этом отводит взгляд, поправляет очки, потирает нос или покашливает.

Рассказать друзьм: